В большинстве случаев аутизм выявляют у детей в возрасте до двух лет, пишет Татар-информ.
Медицинский специалист выделила ключевые признаки, по которым возможно предположить наличие этого расстройства у малыша и у более взрослых детей:
- Не фокусирует взгляд на родителе или игрушке, смотрит будто сквозь.
- Если мама или папа куда-то указывают, а ребенок не реагирует.
- Не откликается на свое имя, при этом слух у ребенка нормальный.
- Не акцентирует внимание на своих потребностях.
- К живым людям может относиться как к предметам (например, может наступить на человека и не заметить).
- Плохо взаимодействует со сверстниками, может включиться в подвижную игру, но если там есть роли, правила, то ему сразу разонравится.
- Использует игрушки не по назначению — например, не возит машину в гараж, а крутит ей колеса, наблюдая за процессом.
- Ребенок повторяет слова, звуки, окончания фраз, какие-то реплики из мультфильмов, но без цели — алалия.
- Эхопраксия — непроизвольно повторяет движения, позы, действия за кем-то.
- Стереотипные действия — махи руками, раскачивание головой.
- Интересы ребенка не соответствуют возрасту — например, ребенок еще не говорит, но уже хочет учить алфавит.
- Избирательность в еде — ест только определенный продукт, например йогурт только одной марки.
Психолог убеждена, что аутизм не является неизбежной участью, если его своевременно выявить и обратиться за профессиональной помощью.
Определение диагноза может стать ключом к пониманию для родителей, каким образом лучше всего поддерживать общение с ребенком, какие особенности его поведения требуют внимания и как это учитывать. Кроме того, это открывает возможности для выбора наиболее подходящего метода лечения, который может включать в себя не только медикаментозные препараты, но и, к примеру, поведенческую терапию, подчеркнула Рамиля Насибуллина.
В настоящее время в Республике Татарстан функционируют специализированные детские сады, адаптированные для детей с аутизмом. Существуют образовательные учреждения, где формируются ресурсные группы, где дети с аутизмом могут научиться общению с детьми без ограничений в развитии. Подобная методика применяется и в школьной системе, где работают специализированные школы и классы, в которых дети с аутизмом и здоровые дети обучаются вместе.
Проявления РАС могут быть разнообразными, и пациенты с таким диагнозом могут страдать от сопутствующих заболеваний, что сказывается на их качестве жизни. Однако, благодаря активному социальному взаимодействию, многие дети с РАС успешно осваивают школьное образование, поступают в высшие учебные заведения и впоследствии находят работу.
Психолог отметила, что ключевым является внимательное наблюдение за ребенком для своевременного выявления проблем и обращения за помощью к специалистам. Это позволит создать индивидуальный подход к детям и обеспечить им счастливое детство, а также успешное развитие в будущем.
Когда малыш смотрит сквозь родителей, не концентрируется на окружающих предметах или использует игрушки не так, как этого требуют их назначение, это может свидетельствовать о наличии у него расстройства аутистического спектра. Какие методы лечения применяются в РТ для таких детей и какие другие признаки могут указывать на наличие этого заболевания, рассказала нам клинический психолог Рамиля Насибуллина.