Перейти к основному контенту

Вечер пятницы. Прямая ровная дорога на проспекте Вахитова превращается чуть ли не во взлётную полосу. Цепочкой друг за другом в потоке машин мчится пятёрка спортивных мотоциклов — питбайков.

В какой-то момент водители железных коней синхронно встают на задние колёса и так едут до ближайшего перекрёстка, сокрушая воздух рёвом двигателей.

Лайк за байк

Я наткнулся на это видео в соцсетях. Парни явно довольны и сами с удовольствием придают огласке свои дорожные трюки. Все живы, здоровы, никто не упал и не расшибся. Ну, а если бы исход был иным?.. Примеров, к сожалению, немало…

Картина, что называется, маслом, и характерна она не только для Нижнекамска. Питбайки (разновидность мини-мотоцикла, пригодного для внедорожной или дорожной езды в зависимости от комплектации, — прим. авт.) в последнее время стали самой популярной игрушкой у подростков и при этом, как показывает статистика, весьма опасной. Только в этом году с начала мотосезона в Татарстане в 34 авариях пострадало более 40 человек.

В двух ДТП исходы оказались смертельными. Вот только несколько примеров за последний месяц:

  • В Лениногорском районе в начале августа 15-летний подросток врезался в лошадь. От полученных травм скончался до приезда скорой помощи.
  • В Арском районе в июне трое подростков на питбайках влетели в поезд. То, что остались живы, можно назвать чудом, однако травмы получили серьёзные.
  • В Пестречинском районе в начале августа 13-летний питбайкер на полном ходу влетел в легковушку. С тяжёлыми травмами подростка госпитализировали.
  • В посёлке Новые Сокуры в середине июля двое детей на питбайках врезались в легковушку. Один погиб на месте, второй был госпитализирован.

Цифры по стране

Данные научного центра БДД МВД РФ на 1 августа 2024 г.:

  • 282 ДТП — по вине несовершеннолетних;
  • 278 — получили ранения;
  • 7 человек погибли.

В отделе ГАИ Нижнекамска отдельную статистику происшествий с участием питбайков не ведут. С апреля в НМР зарегистрировано 11 ДТП с участием мототранспорта, в которых погиб один человек, ранены 11. К административной ответственности привлекли 55 водителей мотоциклов.

Жизнь важнее денег

Несмотря на то, что питбайк, по сути, является мотоциклом, транспортным средством он не считается, а значит, и прав для его управления не требуется. Не зависит это и от кубатуры двигателя, которая может варьироваться от 50 до 250 куб. см.

В рамках действующего законодательства питбайк — это спортивный инвентарь. Единственные требования, которые к нему предъявляются — это эксплуатация исключительно на специализированных площадках и запрет на езду по дорогам общего пользования (ДОП), к которым относятся не только городские магистрали, но и гравийные загородные дороги и дороги в садовых товариществах, сельских населённых пунктах, деревнях и так далее. Одним словом все, где передвигается любой другой транспорт.

Цены на питбайки доступные, а потому и родители юных гонщиков могут позволить себе порадовать чадо таким взрослым подарком. 
«Нижнекамская правда» пообщалась с опытным байкером, владельцем магазина по продажам питбайков и руководителем спортивного мотоклуба Рамисом Амировым: «Когда приходят покупатели, я, в первую очередь, напоминаю про КоАП, ДОП, объясняю, что питбайк для дорог не предназначен. Это даже на раме написано. Надо работать с родителями в первую очередь. Сам ребёнок технику купить не сможет, поэтому в магазин он придёт с мамой или папой. Были случаи, когда приходили за питбайком, а после моих объяснений, отказывались от покупки. Как бизнесмену мне это не выгодно конечно, но как байкеру со стажем, не хочется видеть это безобразие на городских дорогах. Я сам отец и понимаю, что такое жизнь ребёнка. Мои дети только в клубе занимаются на специальной трассе и под присмотром».

Спорт не для дорог

Разговаривать о кроссовых мотоциклах, трассе и не побывать на полигоне — пустое дело. Мне повезло, как раз в этот день у моего собеседника намечались занятия. Рамис  действующий спортсмен и учит молодое поколение тонкостям двухколёсного движения:

— Те ребята, которые ездят по дорогам — это нарушители, в 13-14 лет они даже правил дорожного движения не знают, не умеют сигналы руками подавать. Каждый из ребят, кто приходит в клуб в курсе, что если будет на питбайке замечен на дорогах, то это исключение из клуба. В одном из случаев предупреждение и разговор с родителями подростка оказались действенными. Больше парень по дорогам не гоняет. Никакая дорога не сравнится с настоящим треком — горки, препятствия, повороты. Одним словом, всё то, для чего и нужен этот самый спортивный инвентарь.

«Питбайк — это как гиря, а шлем обязателен как перчатка для боксёра. Это спорт, а тут правила соблюдать нужно строго», — уверен Рамис Амиров.

Полигон очистит улицы

«Питы» на дорогах опасны для всех, так ещё на их шум жалуются горожане. Рамис говорит, что даже обычной беседы достаточно, чтобы асфальт лихие питбайкеры сменили на трек:

— Я считаю, что только если у нас в городе появится специальный большой полигон для езды на питбайках, будут проводиться официальные соревнования, то мы сможем забрать ребят с городских дорог и сделать из них настоящих спортсменов. Тут нужна поддержка властей. Это всё реально, точно сработает! Если ребёнок уже заинтересовался такой техникой, то рано или поздно она у него всё равно появится, поэтому тут надо действовать на опережение — приводить детей в профессиональный спорт.

Рамис уверен, попробовав свои силы на профессиональной трассе со всеми препятствиями, на дороги мотоциклиста уже не потянет — ощущения не те.

Точка зрения

Мы собрали мнения из открытых источников и вот что набралось.

Начальник управления Госавтоинспекции МВД по РТ Рустем Гарипов:

— Не нужно покупать детям смертельные игрушки, чтобы они выезжали на дороги. У них нет прав. На таких мотоциклах можно ездить в специально отведенных местах, но не более.

Депутат Госсовета РТ Раиль Шамсутдинов:

— Если будет регистрация, мы сможем выявить, кто сидел за рулем. Если несовершеннолетний — узнаем родителей, и они будут отвечать за детей. Осенью этот вопрос будут прорабатывать в Госдуме. Законодательные решения будут приняты после обсуждения с общественностью.

Спортсмен-питбайкер Алексей:

— Есть два типа людей. Неопытные школьники выезжают на ДОПы, катаются по газонам, по тротуарам, провоцируют ДПС и по итогу разбиваются из-за своей неопытности. Второй тип — это мы. Тоже катаемся по городу, естественно, соблюдаем ПДД, ДПС к нам относится лояльно. Если человек опытный, в этом нет ничего плохого. На любом транспорте, будь это автомобиль, мотоцикл, питбайк, квадроцикл — везде есть неадекваты.

Боец СВО высказал следующую идею:

— Мы используем (питбайки и квадроциклы) для подвоза боеприпасов, продовольствия, адаптации личного состава. В условиях современных высокоинтенсивных боевых действий, когда каждая секунда на счету, и грузовые машины не живут на линии соприкосновения дольше одного выезда, такие средства передвижения жизненно необходимы. Берегите своих детей, лучше помогите фронту.

Штраф за «гирю»

А теперь самое интересное. Подавляющее большинство питбайков продаются без ПТС, а без паспорта транспортного средства поставить на учёт спортинвентарь попросту не получится, да и оформление ДТП с таким участником аварии проблематично — всё равно, что винить в ДТП всё ту же пудовую гирю.

Однако сотрудники ГАИ упирают на то, что штрафовать питбайкеров могут по ст.   12.7; 12.30; 12.8; 12.26 КоАП РФ. Наказания связаны с отсутствием прав, либо страховки (ОСАГО), либо передачи транспортного средства лицу, не имеющего водительского удостоверения соответствующей категории. Сумма может доходить до 30 тысяч рублей.

Нюанс в том, что права понадобятся владельцам тех «питов», модели которых подготовлены для использования на ДОПах (при условии установки допоборудования в виде указателей поворотов, фары, стоп-сигнала, номерного щитка, зеркал и т. д.).

Как бы то ни было, ГАИ может отправить питбайк на штрафстоянку. Хозяину забрать его будет сложно — ПТС нет, прав нет и вся надежда на чек купли-продажи, либо соответствующий договор, способный доказать право собственности на «пит».

Теперь о штрафах. В России нередки случаи, когда владельцы питбайков оспаривают санкции в судах различной инстанции, вплоть до Верховного суда и даже успешно (решение ВС РФ № 13 АД15-1 от 13.02.2015). Только вот не стоит забывать о том, что судебное право у нас не прецедентное, а потому решение фемиды в одном случае не означает, что аналогичный вердикт будет вынесен в пользу питбайкера в другом.

Справка

В соответствии с законодательством запрещено управлять транспортными средствами, не имея водительского удостоверения соответствующей категории. Это относится и к питбайкам с одной особенностью — если у них есть ПТС (паспорт технического средства). На такой технике на ДОПы выезжать можно, но с правами. 

Ссылка на источник

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.
Требуемые размер фото не более 2Мб
Поделись новостью!
Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.
Требуемые размер фото не более 2Мб
Поделись новостью!