Перейти к основному контенту

О том, как «КАМАЗ» впервые в СССР перешел на семичасовой рабочий день, рассказали в музее «КАМАЗа». Случилось это 30 лет назад: в сентябре 1990 года на заводе по ремонту двигателей.

Во второй половине 1970-х годов, когда автогигант строился и начал выпускать первые автомобили, на «КАМАЗе» действовала шестидневка с восьмичасовым рабочим днём. С осени 1981 года заводы начали переходить на пятидневку и все 1980-е заводчане трудились по восемь часов  пять дней в неделю.

6 октября 1978 года генеральный директор «КАМАЗа» Лев Борисович Васильев подписал приказ о создании и строительстве завода по ремонту двигателей. Сначала предприятие разместили в сдаточном корпусе автомобильного завода, затем перевели туда, где сегодня находится КИП «Мастер».

Пиковым по нагрузке стал 1991 год, когда на заводе отремонтировали 48 030 двигателей. После пожара на заводе двигателей в апреле 1993 года именно ЗРД принял основную нагрузку по поставке отремонтированных двигателей на главный сборочный конвейер. И пока завод двигателей не был восстановлен, рабочие отремонтировали и вновь собрали более 70 000 моторов.

При Иване Михайловиче Костине, который руководил заводом с 1987 по 1995 годы, был совершён переход на семичасовой рабочий день. Помимо этого были введены и другие льготы: бесплатное молоко, бесплатные обеды, с 1 октября 1990 года заводчане получили бесплатные проездные. Такие новшества в социальной сфере были не случайны: это была попытка на арендном предприятии сделать рабочих предпринимателями, заинтересовать каждого результатами своего труда.

Ведь в начале 1990-х годов завод по ремонту двигателей представлял собой не завод в традиционном понимании, а экономико-производственный союз фирм.

Каждая фирма на ЗРД была технологически замкнутым производством с полным циклом обработки определённой детали двигателя со своим расчётным счётом. В те годы предприятия жаждали экономической независимости, отказывались от социалистических методов организации и оплаты труда. Везде начались хозрасчёт и кооперативы. В дальнейшем эти эти изменения потянули за собой прекращение централизованной поставки ремфонда и сокращение людей. Если в 1988 году 3 500 отремонтированных двигателей выпускали 3 000 человек, то к осени 1990 года такая же норма легла на 2 500 человек.

Семичасовой рабочий день на заводе по ремонту двигателей просуществовал недолго, подчеркивают в музее.

Источник статьи

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.
Требуемые размер фото не более 2Мб
Поделись новостью!
Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.
Требуемые размер фото не более 2Мб
Поделись новостью!