С начала года почти 17,5 тысячи казанцев обратились за психологической помощью в центр «Доверие». На сегодня в городе работают 16 филиалов, включая отделения в поселках Дербышки и Юдино, в жилом районе Салават Купере. С 1 октября в них будут проводиться дни открытых дверей для школьников, сообщила председатель комитета по делам детей и молодежи исполкома города Алия Загидуллина.
«Психологи выполняют очень важную функцию – помогают людям справиться с проблемами. Сегодня консультации с психологом перестали быть какой-то экзотикой, очень важно, чтобы горожане знали, что есть службы психологической поддержки и телефон доверия, где тебя выслушают, помогут в решении проблем», – подчеркнул мэр Казани Ильсур Метшин.
Глава города поручил проинформировать молодых людей, чтобы каждый нуждающийся знал о возможности получения поддержки. Так, на следующей неделе в филиалах центра «Доверия» стартуют дни открытых дверей. Ученики 8–11-х классов посетят помещения психологических служб, познакомятся со специалистами. Встреча каждого класса проходит полтора часа. В 2023 году в дни открытых дверей филиалы посетили более тысячи человек. Мероприятия, которые проводятся совместно с управлением образования города, помогают снять барьеры у подростков на обращение за помощью, считает Алия Загидуллина.
«С началом нового учебного года подростки уже обращаются с проблемами адаптации, взаимодействия со сверстниками, а родители обращаются с такой проблемой, как нежелание детей идти в школу», – отметила спикер.
Еще одна приоритетная задача центра «Доверие» – оказание психологической помощи членам семей бойцов специальной военной операции. За индивидуальной помощью они обращаются только после участия в группах поддержки. В 2024 году специалисты центра «Доверие» провели восемь подобных мероприятий с охватом 31 человек. Встречи были организованы совместно с государственным фондом поддержки участников СВО. «В этих семьях наблюдаются нестабильное эмоциональное состояние, сложности адаптации к новым условиям жизни. Но, несмотря на это, жены сохраняют в себе силы и мужество, поддерживают своих мужей и детей», – подчеркнула выступающая.
Алия Загидуллина рассказала, что на базе центра работают три линии телефона доверия: для детей, молодежи и взрослых. В этом году за консультацией специалистов обратились 11 тыс. 168 человек. Из них 34% – дети и подростки, 22% – молодые люди от 18 до 35 лет, еще 44% – жители старше 35 лет. С августа наблюдается увеличение звонков суицидальной тематики, однако в целом показатели находятся в пределах значений прошлого года. Всего с начала года зафиксировано 219 обращений на подобные темы: дети озвучивают семейные проблемы, когда родители больше заняты бытовыми вопросами.
Наблюдается снижение звонков от родителей по вопросам воспитания детей. Чтобы привлечь внимание взрослых к этой теме, 27 сентября состоится «Завтрак с психологом». Участники обсудят вопросы в воспитании детей. Мероприятие начнется в 10:00 по адресу: ул.Восьмого марта, 4. Требуется регистрация.
Растет количество звонков от детей по фактам жестокого обращения в семье. Так, со 2 сентября зарегистрировано девять подобных обращений, а всего с начала года – 50. Алия Загидуллина напомнила, что в таких случаях после оказания психологической помощи ребенку и только с его согласия данные передаются в органы опеки для дальнейшей работы. В 2024 году в органы направили информацию о трех инцидентах.
Все звонки на телефон доверия анонимны. Чтобы каждый ребенок знал об этом и мог обратиться за помощью, проводятся акции, выходы в школы, информацию публикуют в социальных сетях. «В этом году рекламные материалы Казани заняли первое место на всероссийском конкурсе эффективных практик информирования о телефоне доверия», – доложила председатель комитета по делам детей и молодежи. Город стал лучшим в номинации «Доверяем вместе». Конкурс ежегодно проводится Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Казань занимает первое место на российском уровне второй год подряд.
Дополнительно психологическую помощь детям и подросткам оказывают через телеграм-канал «Ты не один» – это специальный инструмент для несовершеннолетних, которые хотят регулярно взаимодействовать с психологом. В телеграм-канале можно задать вопрос специалисту, быстро получить ответ, обсудить переживания. Также для подписчиков подбирают индивидуальные способы разрешения волнующей ситуации, готовят информационные материалы.
Совместно с управлением образования центр «Доверие» реализует проект «Школьные службы примирения». Команда ежегодно разрешает более 200 конфликтов подростков, что способствует профилактике буллинга в школе. С начала учебного года проводится обучение школьников навыкам урегулирования конфликтов. За первые три учебные недели 78 ссор были разрешены школьниками самостоятельно.
По инициативе ребят и центра в апреле начали работать цифровые приемные «Школьных служб примирения». Совместно с Минцифры РТ были интегрированы приложение «Я – школьник» и онлайн система психологической помощи молодежи. «Ученику в сложной ситуации теперь достаточно подать заявку через приложение, далее с ним свяжется команда обученных детей «Школьных служб примирения» под кураторством школьного психолога или психолога центра «Доверие»», – объяснила председатель комитета по делам детей и молодежи. Она призвала управление образования передать ученикам информацию о новой возможности.