Перейти к основному контенту

В начале осени Нацбиблиотека РТ по традиции представила топ-10 книг, которые пользовались наибольшим читательским спросом минувшим летом. Россияне стали меньше читать Джорджа Оруэлла и Ремарка и начали проявлять больший интерес к книгам отечественных классиков – Булгакова, Толстого, Шварца, фантаста Беляева и сказочника Волкова. А самым популярным жанром по-прежнему остается фэнтези.

Читательские предпочтения на удивление постоянны, говорят эксперты.

«ЗА ЭТО ЛЕТО ВЫ ВЗЯЛИ НА ДОМ 71 468 КНИГ!»

Первое, что обращает на себя внимание – чтение не является для татарстанцев чем-то сезонным вроде торговых скидок или авитаминоза. И лето с его дачными заботами и тягой к перемене мест в этом смысле не было исключением. Число тех, кто и нынче об эту пору не забросил чтение, сопоставимо с любым другим временем года. «За это лето вы взяли на дом 71 468 книг!» – скрупулезно подсчитали и уведомили своих читателей в главной библиотеке республики. И это практически столько же книг, сколько было выдано за всю прошлую зиму.

То же самое можно сказать и о читательских предпочтениях – они на удивление постоянны. Но здесь все-таки больше нюансов. Скажем, если в начале года во всех книжных рейтингах с большим отрывом лидировали произведения Ремарка, то в нынешнем топе-10 его роман «Время жить и время умирать» занимает только восьмую позицию. А из классиков вперед вырвались Михаил Булгаков с романом «Белая гвардия», Теодор Драйзер («Американская трагедия») и Оскар Уайльд («Портрет Дориана Грея»).

УСТАЛИ ОТ АНТИУТОПИИ И ОБРАТИЛИСЬ К КЛАССИКЕ

По словам экспертов, россияне также стали меньше читать Джорджа Оруэлла, и в целом их интерес к жанру антиутопии снижается. «Для общества, как и для всякого человека, главное – это образ будущего, это надежды. Если надежд нет, если никто их не дает (сегодня утопий в духе Ефремова, когда нам рисуют светлое будущее, я просто не знаю), то, по крайней мере, хочется обратиться к надежному прошлому – к золотому веку», – объясняет главный редактор журнала «Нева» Александр Мелихов  другой читательских тренд – всплеск интереса к русской классике.

Кстати, у читателей Нацбиблиотеки РТ наметился тот же поворот: кроме упомянутого Михаила Булгакова, они чаще стали обращаться к книгам Льва Толстого, Евгения Шварца, писателя-фантаста Александра Беляева, советского сказочника Александра Волкова («Волшебник Изумрудного города»). В целом же по итогам первого полугодия доля российских писателей в рейтинге самых читаемых авторов выросла до 40%, тогда как в предшествующие два года она не превышала 28% (здесь и далее приводятся данные Российского книжного союза – прим. ред.).

ДО КАЗАНИ СЛАВА КИТАЙСКОЙ РОУЛИНГ ПОКА НЕ ДОШЛА

Но при всем том позитиве, который несет в себе русская классика, особенно в сегменте детской и подростковой литературы, она занимает лишь третье место в рейтинге читательских предпочтений. Самым популярным жанром у россиян остается фэнтези (второе место делят детективы и нон-фикшн). Причем все чаще конкуренцию Джону Толкину и Джоан Роулинг составляет азиатское фэнтези, предлагающее захватывающие истории, тесно переплетенные с мифологией и культурными традициями Китая, Кореи и других стран Восточной Азии.

Так новым лидером всероссийского книжного рейтинга в первом полугодии 2024 года стал цикл новелл (книг) китаянки Мосян Тунсю «Благословение небожителей». Книги этого автора наполнены магией, демонами, призраками и, как говорят, очень популярны в молодежной среде. Впрочем, до Казани литературная слава китайской Роулинг то ли еще не докатилась, то ли оказалась все же не настолько магической, как это предрекали некоторые эксперты. По крайней мере, на предпочтениях татарстанских подростков появление азиатского фэнтези пока особо не отразилось. Этим летом в топе у них были «Вождь краснокожих» О.Генри и «Голова профессора Доуэля» А.Беляева.

Во всероссийский книжный рейтинг попали также роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и документальная книга Роберта Гараева «Слово пацана». Всплеск их популярности связывают с недавними громкими экранизациями, которые традиционно становятся драйверами читательского ажиотажа.

Ссылка на источник