Перейти к основному контенту

Выставка, посвященная малоизвестным творческим проектам, которые в свое время так и не были реализованы, открылась в Казани. Экспозиция представлена в двух выставочных пространствах – в ЦСК «Смена» и Фонде «Галеев-Прометей».

Проект Соцгорода. Здание кинотеатра. Казань. 1942 год.

«Восточный стиль» – первая выставка из серии музейных проектов, связанных с культурной историей Казани и Татарстана ХХ–XXI вв. В данном случае речь идет, в частности, об архитектурном  проекте Соцгорода в поселке Дербышки (1944), который так и не был реализован (автор проекта – Моисей Синявер). Экспозиция также рассказывает о малоизвестной и никогда публично не исполнявшейся «Татарской симфонии» ленинградского композитора Игоря Миклашевского. Третий нереализованный проект более современный и связан с разработкой  фирменного стиля Национальной библиотеки Татарстана. Экспозиция состоит из оригинальной графики, чертежей и планов объектов, музыкальных композиций и видеоматериалов. В ней использованы  архивные материалы Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» им. Б.Галеева, Казанского оптико-механического завода и коллекции московской Галеев-Галереи.

Бесспорно, главный герой выставки – ленинградский архитектор Моисей Синявер (1879 –1948), который после начала Великой Отечественной войны волею судьбы оказывается в Казани. Здесь выпускник петербургской Академии художеств обращается к местным древностям, делает серию рисунков Казанского Кремля и производит обмеры башни Сююмбике. Самый масштабный проект Синявера в Казани – Соцгород в Дербышках, куда был эвакуирован Ленинградский оптико-механический завод. Архитектор создает проект города-спутника, соединяющего Казань с промышленной инфраструктурой завода, используя при этом мотивы татарского орнамента и зодчества. По генплану, который разрабатывал Синявер, школы, бани, дома культуры, кинотеатры и рынки должны были немного походить на татарское поселение. Однако ничего из этого построено не было. Проект так и остался «бумажной архитектурой», но сыграл определенную роль в развитии теории и научно-практической базы советского градостроительства. В рамках проекта «Восточный стиль» также воссоздана выставка акварелей Моисея Синявера, проходившая в Казани в 1944 году.

Моисей Синявер. Башня Сююмбике в Казани. Акварель. 1941–1942 годы.

Спустя 20 лет некоторые идеи Синявера творчески интерпретируют казанские пионеры в области медиа-арта из легендарного студенческого КБ «Прометей». В частности, они займутся световой архитектурой и реализуют проект динамической подсветки башни Сююмбике. От «прометеевцев» же ниточка тянется  к композитору Игорю Миклашевскому (1894–1942), ученику Александра Скрябина, «светомузыкальными» идеями которого в Казани также вдохновлялись.  В 1932 году Миклашевский пишет первое симфоническое произведение, в названии которое присутствует слово «татарская». Ни при жизни автора, умершего от истощения в блокадном  Ленинграде, ни позже «Татарская симфония» Игоря Миклашевского не исполнялась. Фрагменты этого музыкального сочинения впервые представлены  на выставке «Восточный стиль».

Ссылка на источник

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.
Требуемые размер фото не более 2Мб
Поделись новостью!
Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.
Требуемые размер фото не более 2Мб
Поделись новостью!