Перейти к основному контенту

В Татарстане завершились Всероссийские соревнования профессионального мастерства по стандартам Агентства развития профессий и навыков по компетенции «Интеллектуальные системы учета электроэнергии». Этот чемпионат ПАО «Россети» проводит с 2019 года, но раньше татарстанские энергетики выступали там только в качестве участников. В этом году впервые АО «Сетевая компания» стала принимающей стороной Всероссийских соревнований.

В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ И В СЖАТЫЕ СРОКИ

В течение пяти дней 26 команд (в составе каждой – руководитель, эксперт, аналитик и два члена бригады) дочерних компаний ПАО «Россети» из разных регионов России, две татарстанские – АО «Сетевая компания» и ООО «Промэнерго», а также представители ООО «Башкирэнерго» и энергосбытовой организации ООО «Уралэнергосбыт» боролись за звание лучших по эксплуатации интеллектуальных систем учета электроэнергии.

Костяк команды «Сетевой компании» – капитан Тимур Белов, аналитики Ильнур Низамутдинов, Айрат Мустафин, Ильназ Шакуров. В соревнованиях также были задействованы судья Рамиль Камалиев, эксперт Таир Хабибуллин, представители блока реализации услуг на уровне аппарата управления, филиалов и РЭС Буинских, Казанских, Приволжских электрических сетей. Не остался в стороне и молодежный комитет компании, члены которого выступили в качестве волонтеров.

В ходе подготовки к чемпионату команда «Сетевой компании» приложила максимум усилий, чтобы достойно представить республику.

– Наше руководство несколько раз проводило сборы, где мы отрабатывали конкурсные задания прошлых чемпионатов и предполагаемые нововведения, – рассказал лидер команды Тимур Белов. – Нынешние соревнования проходили в несколько этапов, которые, в свою очередь, состояли из отдельных модулей. Самым сложным, как мы и предполагали, оказался этап, на котором проводились работы по установке приборов технического учета и пусконаладке всей системы. Счетчик трансформаторного включения следовало смонтировать без ошибок и строго в соответствии с требованиями российского законодательства. При этом высокая скорость не должна была влиять на качество: это был единственный конкурс, где судьи начисляли дополнительные баллы за красоту монтажа. На заводах обычно на монтаж таких показательных образцов для выставок и презентаций тратят по два-три часа, а нам пришлось уложиться в 60 минут. А по завершении этапа надо было еще и не забыть сделать фотографии и скриншоты – иначе судейская коллегия просто не начислила бы баллы.

Выполнить требуемую работу за неопределенное время может каждый, и только профессионал способен сделать это в стрессовой ситуации и в сжатые сроки. Но неужели скорость – единственный критерий оценки действий команд?

По словам начальника управления развития интеллектуального учета электроэнергии департамента по реализации услуг ПАО «Россети», менеджера компетенции «Интеллектуальные системы учета электроэнергии» Александра Пешкова, еще один важный показатель – правильность выполнения операций:

– Конкурсные задания строго регламентированы, прописанные в них детали согласованы с экспертным сообществом. В ходе соревнований эксперты строго следили, выполняют ли конкурсанты работы в соответствии с технологическими картами и соблюдают ли требования техники безопасности. Когда задания были выполнены, к экспертам присоединились их коллеги, и они вместе оценивали результаты.

«Баллы за красоту монтажа»: в Татарстане завершились соревнования профмастерства сетевиков
Свои профессиональные навыки на соревновательной площадке продемонстрировали Ильнур Низамутдинов и Айрат Мустафин.

КРАСКИ МИРА ПОРОДИЛИ СПОРЫ

Качество выполнения заданий оценивали примерно три десятка судей и технических экспертов. И, как признался главный судья соревнований Сергей Данилкин (ПАО «Россети»), в ходе судейства иногда возникали споры.

– Основные критерии оценки прописаны в положении о соревнованиях, они достаточно четкие. Однако краски мира гораздо ярче, чем можно прописать в документе. Основные споры были на полевых этапах, когда возникали интересные случаи нарушения законодательства, которые в зависимости от набора различных факторов могли трактоваться в одну или в другую сторону. Мы были максимально сконцентрированы на результате и прозрачности принятия каждого решения, – заверил судья.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – ОПТИМИЗИРОВАТЬ ИЗДЕРЖКИ

Потребители электроэнергии зачастую стремятся, мягко говоря, «оптимизировать свои издержки» за счет сетевой организации.

По условиям соревнований аналитики электросетевых компаний за месяц до начала чемпионата получили домашнее задание: на основании исходных данных приборов учета и показателей потребляемой электроэнергии физических и юридических лиц выявить предполагаемые неисправности в учете и потери. Потом непосредственно в ходе чемпионата специалисты выезжали в населенные пункты, где, по версии аналитиков, был недоучет электроэнергии.

Корреспондент «РТ» съездила в село Семиозёрка Высокогорского района, где на основе данных, предоставленных «Сетевой компанией», аналитик сделал предположение о безучетном потреблении электроэнергии. Команда «Россети Новосибирск» с сотрудниками «Сетевой компании» вначале попыталась пригласить потребителя выйти из дома для того, чтобы тот участвовал в процедуре проверки. Но достучаться до хозяев не удалось, поэтому инструментальная проверка прибора учета была проведена без них под видеозапись.

Очаг потерь подтвердился, нарушение учета было зафиксировано в соответствующем акте. А затем команда отразила данное нарушение в специальной презентации, с которой выступила перед судьями в рамках соревнований. Абсолютно все бригады, совершившие в тот день объезд проблемных мест, вернулись с положительным для АО «Сетевая компания» результатом.

– При этом подход к анализу данных у компаний был разный. Аналитик «Промэнерго», к примеру, подключил для исследования искусственный интеллект. Ряд филиалов «Россетей» использовал внешние данные, связанные с кадастровыми картами, Google- и Yandex-карты, другие методы. Кто-то анализировал потребление и многочисленные данные, которые были предоставлены «Сетевой компанией», – сообщил начальник Службы систем учета электроэнергии Ренат Сафиуллин.

ЭКСКУРСИЯ С СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ АСПЕКТОМ

В программу чемпионата вошли также экскурсии на производство, семинары, круглые столы. Некоторые из них имели соревновательный аспект.

– Один из командных этапов прошел на реальном производстве – площадке нашей подрядной организации ООО «Промэнерго», где разрабатывается и производится современное оборудование для электросетевой инфраструктуры, – рассказала заместитель генерального директора по экономике и реализации услуг Наталья Назарова. – Участники и гости чемпионата посетили корпуса, выпускающие электрозарядные станции, интеллектуальные приборы учета, электрощитовое оборудование и высоковольтную кабельную арматуру. Участникам соревнований продемонстрировали процесс производства интеллектуальных приборов учета энергоресурсов. Кроме того, их ознакомили с новейшими трендами в отрасли, а по итогам экскурсии конкурсанты выполнили тест. Так как «Сетевая компания» является обладателем серебряной медали за соответствие критериям производственной системы Toyota, мы также провели семинар по бережливому производству, по результатам которого было проведено тестирование.

По мнению заместителя главного судьи соревнований, начальника службы реализации электроэнергии АО «Сетевая компания» Рамиля Камалиева, соревнования и деловая программа имеют важное прикладное значение:

– Этот чемпионат для «Сетевой компании» – большая практическая помощь и огромный опыт, – отметил Рамиль Камалиев. – Опыт коллег из «Россетей» крайне важен для нас, потому что у каждого есть свои тонкости, наработки. Мы несколько по-иному стали смотреть на вопросы выявления хищений и снижения потерь электрической энергии в распределительной сети и обязательно внедрим их наработки у себя. Ценность чемпионата заключается также в том, что мы учимся и повышаем навыки на конкретных практических примерах, благодаря этому стремительно движемся вперед.

Заместитель генерального директора по реализации и транспорту электроэнергии ПАО «Россети» Елена Андреева отметила, что с каждым годом уровень подготовки участников Всероссийских соревнований растет. «Мы расширяем формат и вводим новые этапы, что требует от участников новых компетенций и знаний. Но прежде всего Всероссийские соревнования – это площадка, где можно обменяться опытом, лучшими практиками, найти для себя что-то новое и внедрить на родных предприятиях. Большое спасибо “Сетевой компании” и коллегам из “Промэнерго” за предоставленную площадку, за тепло, которым нас встретили и сопровождали все эти дни», – сказала Андреева.

Ссылка на источник

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.
Требуемые размер фото не более 2Мб
Поделись новостью!
Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.
Требуемые размер фото не более 2Мб
Поделись новостью!