Перейти к основному контенту

…До революции деревней управляло сельское общество — мир, низшая административная единица в дореволюционной России. Мирской сход обычно избирал Мирского старосту и других должностных лиц, например, сборщика податей. Мир обладал судебно-полицейской властью, мир распоряжался местным бюджетом, мир принимал решения по разделу общинных земель и имущества. Мир являл для крестьян высшую инстанцию, выше которой только царь. До сих пор в нашей речи встречаются выражения: «поможем всем миром», «с миру по нитке — голому рубаха», «На мир и суда нет. Мир один Бог судит»… 

Хотя после революции 1917 года и были созданы новые органы власти — сельские советы, но они долгое время фактически были придатками сельских обществ. Крестьяне не хотели расставаться со своим привычным самоуправлением. Когда советское правительство взяло курс на коллективизацию сельского хозяйства, мир оказался серьезным препятствием новой политике. Советской власти даже пришлось принять специальное постановление, упраздняющее сельское общество, как пережиток капитализма. 

Именно в этот сложный период, прадеда по отцовской линии Леонтия Федоровича Исакова и избрали председателем сельского совета села Савалеево. Ему приходилось решать довольно сложные вопросы, такие как создание первого паевого общества и открытие магазина, разъяснять суть коллективизации и нового курса. 

Большинство населения было неграмотным и это создавало определенные сложности. Прадед нашел выход, если ему нужно было уехать в волостной центр, он назначал «главного» и оставлял ему свою шапку. Действуя от его имени, «главный» вынимал из-за пазухи шапку председателя сельсовета и давал распоряжения. Шапка выполняла роль своеобразного «мандата». 
— Дед Степан, одолжи лошадь… 
— Не дам? 
— Сельсовет просит, вот шапка председателя… 
— Тады бери. 

Сельчане настолько привыкли к этому, что, когда случался какой-нибудь спор или конфликт, «дежурный по селу» тут же прибегал и поднимал шапку председателя над головой. Увидев заветную шапку, народ успокаивался и расходился. 

У кого шапка, тот и главный, у того и власть… 

Фото из архива Заинского Краеведческого музея
 

Ссылка на источник