Перейти к основному контенту

Во времена строительства «КАМАЗа» в Набережных Челнах зарубежные компании выстраивались в очередь, чтобы стать поставщиком оборудования для комплекса заводов. Ведь объем закупок импортного оборудования для «КАМАЗа» в 1970-х годах составлял в сумме около 1 миллиарда рублей при курсе доллара США 62-70 центов за рубль, сообщает директор музея «КАМАЗа» Александр Чухонцев.

В оснащении камского завода приняли участие более 700 иностранных фирм, была среди этих компаний и французская RENAULT. Первоначально с этой фирмой было заключено соглашение, предусматривающее поставки оборудования на сумму 1,2 миллиарда франков. А в октябре 1971 года в Париже с ними был подписан договор на окончательную доработку проекта и технологии производства дизельных двигателей для «КАМАЗа».

Сотрудничая с «КАМАЗом», французские партнеры приняли на себя координацию работ по поставкам оборудования и других западных фирм. Одновременно фирма RENAULT участвовала в размещении зарубежных заказов на оборудование для всего комплекса заводов «КАМАЗ».

В сентябре 1974 года представитель фирмы Марк Уен сказал: «Участие в создании Камского автозавода – это серьёзный экзамен для французских специалистов. И мы убеждены, что этот экзамен будет сдан».

Однако вышло иначе. Михаил Яковлевич Мантуров, с января 1971 года работавший заместителем начальника цеха прессово-рамного завода, вспоминает:

«Французская фирма RENAULT, сама не производящая прессовое оборудование, предлагала нам линии, составленные из прессов различных фирм Франции и Германии. Причем, все линии простые, не автоматические. Мы им прямо сказали, что их предложения нам не нравятся. С Францией тогда были очень тесные отношения, и они, пользуясь этим, вели себя на переговорах довольно агрессивно. В конце концов, заявили, что будут на нас жаловаться А.Н. Косыгину, председателю Совета Министров СССР. И пожаловались. Подходит ко мне директор ПРЗ В.Н. Соколов и говорит, что нужно готовить пояснительную записку для Косыгина, почему нам не подходит предлагаемое оборудование. Я написал очень подробное обоснование. Больше мы с французами не встречались».

А осенью 1976 года «КАМАЗ» посетил президент фирмы RENAULT Б. Вернье-Палез (так было написано на негативах, с которых были оцифрованы фотографии). Организацией встречи занимались сотрудники управления внешних связей «КАМАЗа».

Французская делегация познакомилась с продукцией РИЗа, встретилась с генеральным директором автогиганта Львом Борисовичем Васильевым и, конечно же, состоялся праздничный обед в честь высокого гостя.

Поздняков и Вернье-Палез

Фото: музей «КАМАЗа»

Источник статьи

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.
Требуемые размер фото не более 2Мб
Поделись новостью!
Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.
Требуемые размер фото не более 2Мб
Поделись новостью!